Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Характерными чертами реформы и модернизации образования являются стремление к совершенствованию образования, базовому и интеграционному, усиление гуманистической ориентации, повышение вариативности, роли самостоятельной работы учащихся и технологизация процесса обучения.
Планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебно-методической документации и учебно-методических пособий, необходимых для эффективной организации образовательного процесса, представляет собой совокупность всех педагогико-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), система проектов-описания образовательного процесса, которые впоследствии внедряются. В этом смысле УМК - это дидактическое средство управления подготовкой специалистов, комплексная информационная модель педагогической системы, ее структуры и, в некоторой степени, ее элементов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, обязательно вариативностью задач образовательных программ, рассчитанных на все виды учебной деятельности учащихся и сложности. При оценке качества UMK необходимо учитывать два аспекта. Первый - это степень адекватности отображения профессиональной и профессиональной сферы. Второе - это успех в решении поставленных целей обучения. Согласно второму аспекту, существуют некоторые формальные признаки, определяющие эффективность методических материалов: научность, целенаправленность, последовательность, сложность, вариативность, эффективность, практическая направленность, диагностируемость и т.д. возможности улучшения UMK и эффективность применения зависят от нескольких факторов:
- уровень профессиональной педагогической компетентности руководящего и педагогического состава, контролирующего образовательный процесс;
- уровень способности к обучению и способности к обучению учащихся;
- организационно-педагогические и дидактические условия образовательного процесса.
Эти факторы определяют цель УМК - обеспечить высокое качество подготовки специалистов.
Цель исследования – изучить и проанализировать дидактическое и экономическое обоснование совершенствования учебно-методического обеспечения дисциплин технико-технологического цикла для формирования проектного мышления обучающихся в условиях цифровой экономики.
Задачи исследования:
1) изучить дидактическое и экономическое обоснование совершенствования учебно-методического обеспечения дисциплин технико-технологического цикла для формирования проектного мышления обучающихся в условиях цифровой экономики;
2) проанализировать проектирование учебно-методического обеспечения дисциплин технико-технологического цикла для формирования проектного мышления обучающихся в условиях цифровой экономики;
3) выполнить экономическое обоснование внедрения учебно-методического обеспечения дисциплин технико-технологического цикла для формирования проектного мышления обучающихся в условиях цифровой экономики.
Объект исследования – дисциплины технико-технологического цикла для формирования проектного мышления обучающихся в условиях цифровой экономики.
Предмет исследования – дидактическое и экономическое обоснование совершенствования учебно-методического обеспечения.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1 ДИДАКТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Анализ учебно-методического обеспечения дисциплин технико-технологического цикла для формирования проектного мышления обучающихся
Динамичное развитие образования требует создания новых форм обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах. Сложность происходящих в системе образования процессов обусловила потребность в разработке адекватных ответов современным вызовам общества и одним из передовых направлений оптимизации учебного процесса является создание учебно-методических комплексов.
УМК - это совокупность взаимосвязанных элементов педагогических средств обучения, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества студентов. Учебно-методический комплекс интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Необходимость формирования профессиональных знаний и навыков студентов с помощью УМК была вызвана следующими доминирующими потребностями учебного процесса:
1) доминантой мотивации познавательной деятельности;
2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;
3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.
В процессе создания УМК критически оцениваются образовательный процесс и выбирались проблемные места, которые в дальнейшем будут построены заново.
Основными методами, используемыми при построении УМК, явились, на первом этапе - процессный подход. Процессный подход рассматривает элементы УМК как взаимосвязанные.
На втором этапе используются системный, процессный и организационный подходы, позволяющие максимально использовать существующую образовательную модель, однако она рассматривается исключительно с точки зрения включения существующих элементов в будущий УМК. Создание конструктивно новых элементов происходило с применением информационных технологий, позволяющих оптимизировать излагаемый учебный материал.
Учебный процесс в техникуме обеспечивает возможность приспособления содержания и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов с учетом их приоритетных интересов в самоопределении и саморазвитии.
Такая переориентация образовательного процесса внесла изменения в структуру обучения, его содержание, систему контроля и оценки знаний, потребовала обновления всего информационно-методического материала.
В процессе создания учебно-методического комплекса перед нами стоят следующие задачи:
- создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;
- целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;
- активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента;
- информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;
- унификация образовательного процесса;
- внедрение новых форм и методов педагогической работы;
- создание комплексной системы контроля знаний и умений студентов;
- определение критериев оценки профессионального мастерства.
Задачи УМК:
- четкое определение места и роли учебной дисциплины, профмодуля в образовательной программе;
- фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач;
- отражение в содержании учебной дисциплины, модуля современных достижений науки, культуры и других сфер общественно-профессиональной практики;
- последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ОПОП;
- рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
- распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов (СРС);
- планирование и организация СРС с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
- определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины или модуля;
- разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
УМК создаются на основании ОПОП и состоят из 4 обязательных компонентов:
- рабочая учебная программа дисциплины (профессионального модуля);
- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
- методические материалы и наработки по преподаваемой дисциплине или модулю;
- дополнительные материалы.
Более подробно этапы разработки рабочего варианта УМК можно представить следующим образом
1. Разработка учебной программы по предмету и ее утверждение.
2. Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций согласно тем, включая электронные материалы.
3. Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
4. Разработка дидактических материалов, технологических карт и т.п.
5. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов при наличии экзамена.
6. Планирование самостоятельной работы и расстановка точек текущего контроля знаний обучающихся.
7. Разработка заданий для контрольных точек.
8. Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся и самостоятельному изучению дисциплины.
УМК дисциплины будет являться эффективным средством повышения качества учебного процесса, при следующих условиях:
- структурирование учебного материала и технология отбора основываются на реализации ФГОС ОО;
- изложение учебного материала является логически последовательным;
- использование современных методов и технических средств в учебном процессе, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению;
- соответствие современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечение межпредметных связей;
- использование возможности постоянного обновления и развития УМК.
- использование для преподавателей и обучающихся является простым и доступным.
1.2 Анализ современного учебно-методического обеспечения дисциплин технико-технологического цикла в условиях цифровой экономики
Формализованного понятия «научно-методическое обеспечение учебных дисциплин в вузе», «методическое обеспечение», «учебно-методическое обеспечение образовательного процесса», «методическое обеспечение профессионального образования», «учебно-методическое обеспечение специальности» не существует. Ученые-педагоги включают в понятие «методическое обеспечение» структуру, разделы и наполняют их соответствующим содержанием: научно-теоретическим, психолого-педагогическим и методическим, организационно-методическим и материально-техническим обеспечением учебных дисциплин и включают банк учебно-методической документации по дисциплине, специальности, перечисляют технологии, методы, формы и средства обучения, формы организации обучения, критерии сформированности компетенций. Разработка и создание научно-методического обеспечения учебных дисциплин профессионального образования входит в функцию преподавателя, в его профессионально-педагогическую деятельность
Учебно-методическое обеспечение - это инструмент организации и поддержки образовательного процесса, он дает достаточно полное представление как об объеме учебного контента, подлежащего усвоению, так и о способах построения образовательного процесса.
С помощью учебно-методического обеспечения разработан оптимальный набор инструментов для дисциплины. Для разработки такого проекта следует провести всесторонний анализ учебного материала программы конкретной дисциплины и определить оптимальный набор учебных пособий для каждой отдельной темы, а также недостающие учебные пособия, требующие разработки, изготовления или приобретения. Все это служит основой для составления плана работы по учебно-методическому обеспечению дисциплины. Содержание дисциплины должно разрабатываться на основе фундаментальных дидактических принципов, учитывающих объективные законы познания и обучения, включая непрерывность, систематичность и последовательность, наглядность, сознательность и активность, доступность и научность, прочность и независимость. Одной из характерных черт современной науки является широкое использование системного подхода к изучению различных проблем, стоящих перед обществом.
При таком подходе исследуются все элементы системы, их внутренние и внешние связи, качество и уровень выполнения функций системой, анализируются возможные внутренние и внешние противоречия, резервы и пределы развития отдельных элементов и связей, а также системы в целом. Сам по себе принцип системности не может оправдать научно-педагогические выводы и положения, хотя познавательная роль системного подхода наиболее полно проявляется в структурировании учебно-методического комплекса. Многое зависит от исходных методических установок, которые выдвигаются учителем как система, от того, какие элементы выделяются, как понимается базовая структура. А.Н. Джуринский при использовании этого принципа считает необходимым учитывать следующие позиции:
- система представляет собой целостное образование, состоящее из элементов, связанных друг с другом;
- система может быть охарактеризована с учетом как аспекта состояния, так и аспекта движения;
- система в целом характеризуется своими функциями, благодаря которым она может быть включена в более сложные системы;
- педагогические системы как системы социального порядка характеризуются целесообразностью, то есть стремлением к достижению цели.
Таким образом, основой структурирования содержания учебно-методической разработки является системный подход, при котором данная система рассматривается как состоящая из элементов с определенными связями между ними. Принцип последовательности предполагает учет следующих психолого-педагогических закономерностей: большой объем учебного материала запоминается с трудом, но его компактное расположение в определенной системе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс РФ. 2020 г.
2. Федеральный закон РФ № 125-ФЗ от 24.07.98 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
3. Аляева И. Н. Управление научно-методической работой [Текст] / И. Н. Аляева // Среднее профессиональное образование.-2015. – №1. – С.17- 21
4. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. – М.: Норма, 2017. – 144 с.
5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский. – М.: Изд-во «Совершенство», 2017. – 608 с.
6. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 2018. – 112 с.
7. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Юрайт-М, 2017. – 187 с.
8. Михайлов Ю.М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Практическое пособие Ю.М. Михайлов. М: Альфа-Пресс, 2009.
9. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений средн. проф. образования [Текст] / Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. – М.: Мастерство, 2017. – 224 с
10. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе [Текст] / А. А. Кыверляг,. А. В. Батаршев. – М.: Высш. шк., 2017. – 159 с.
11. Тропкина Л.А. Охрана жизнедеятельности образовательного учреждения/Сост. Л.А. Тропкина. Волгоград: Учитель, 2007.
12. Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Издание 7-е, исправленное и дополненное. ПОЦОТ ПГТУ, Пермь. 2006.
13. Чекалева Н. В. Современные теории и технологии образования [Текст]: учеб.пособие для пед. Вызов / Н.В. Чекалева. – Омск.: Омский гос. пед. ун- т, 2017. – 71 с
14. Чемезов Е. Н. Организация охраны труда в высших учебных заведениях / Е. Н. Чемезов, Р. Н. Николаева // Академическая наука - проблемы и достижения : Материалы XXV международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 08–09 февраля 2021 года. – North Charleston, USA: Lulu Press Inc., 2021. – С. 54-56.